Rambler's Top100

Rambler's Top100

КОВРЫ | Персидские ковры


ИСФАХАН


Мечеть шейха Лотфуллы в Исфахане
Мечеть шейха Лотфуллы в Исфахане
Исфахан (нажмите, чтобы увеличить)
Исфахан (нажмите, чтобы увеличить)
Исфахан (нажмите, чтобы увеличить)
Исфахан (нажмите, чтобы увеличить)
Старый исфахан (нажмите, чтобы увеличить)
Старый исфахан (нажмите, чтобы увеличить)
"Омар Хайям" (нажмите, чтобы увеличить)
Исфахан "Омар Хайям" (нажмите, чтобы увеличить)

 Исфахан славится своими коврами классического орнамента и тонкой работы. «Торговая марка» Исфахана – ковры с большим центральным медальоном и выраженным контрастом между темным бордюром и светлым основным полем, хотя встречаются самые разные орнаменты и расцветки. Исфаханы относятся к наилучшим и одним из самых дорогих персидских ковров ручной работы. Орнамент исфаханов, как правило, растительный, в рисунке чаще всего встречаются сочетания голубого, розового и темно-синего цветов, не редок фон цвета слоновой кости. Иногда при изготовлении ковра используется пряжа 15 и более цветов. Большинство ковров из Исфахана – шерстяные на основе из хлопка, однако здешние мастера создают и великолепные шелковые ковры, которые по праву конкурируют с коврами Кума. В мастерских Исфахана используется персидский узел. Диапазон плотности здешних ковров – от 200 тысяч  до 1,1 миллиона узелков на квадратный метр, создаются ковры и более высокой плотности. Единичные  экземпляры исфаханов достигают плотности в 4 миллиона узлов – такие делаются только под заказ и в течение нескольких лет.

Город Исфахан – административный центр одноименной провинции Ирана, крупный промышленный и научный центр с населением примерно в миллион человек. Он расположен в 450 километрах к югу от нынешней столицы страны, Тегерана. Исфахан – древний город, но известным он стал в 16-17 столетиях, во времена правления персидской династии Сефевидов, когда один из шахов этой династии, Аббас, перенес в Исфахан свою столицу. Шах Аббас слыл покровителем наук и искусств и Исфахан в его правление стал по-настоящему космополитичным восточным городом – городом художников, поэтов и философов. В музеях всего мира и частных коллекциях сохранилось довольно много исфаханских ковров 16 и 17 столетий.

До второй мировой войны Исфахан прочно удерживал одно из первых мест по производству ковров среди других персидских ковровых центров. Характерные черты исфаханов – тонкое плетение, контраст между бордюром и центральным полем – привлекали массу покупателей, как в самой Персии, так и в Европе и США.

Исфаханы ткали не только в столице провинции, но и в окрестных городах, и в середине века покупатели ковров начали выделять продукцию одного из них - Наина. Мастера Наина смягчили традиционный контраст исфаханского ковра, сделав тон более однородным, стали активно применять шелк, чтобы подчеркнуть яркие участки изображения и значительно подняли плотность плетения ковра.

В результате мануфактурам Наина удалось оттянуть на себя существенную часть покупателей, и мастерам Исфахана пришлось перенимать опыт своих вчерашних учеников - увеличивать плотность плетения и использовать больше шелка, причем не только для ворса: если у старых исфаханов основа и уток хлопковые, то у современных основа все чаще шелковая.

Среди множества ковровых мастерских Исфахана наибольшую известность получила мануфактура Серафиан. Некоторые исследователи утверждают, что нынешний дизайн персидского ковра – во многом плод работы именно этой мануфактуры. Как и вслучае с мануфактурой Хабибиан из Наина на мировом рынке значительно больше поддельных серафианов, чем настоящих, а некоторые специалисты публикуют даже небольшие «каталоги» поддельных подписей мануфактуры Серафиан на коврах.

Несмотря на нововведения, мастера Исфахана старательно подчеркивают и «связь времен» - в частности, тем, что часто копируют старые ковровые орнаменты в новых изделиях. А в последнее время в Исфахане охотно плетут ковры с изображением романтических сцен из произведений Омара Хайяма.

Что касается характерных «технологических» особенностей исфаханов, то П.Р.Дж. Форд, торговец коврами и автор вышедшего в 50-х годах труда «орнамент восточного ковра» отмечал, что в этих коврах уточные нити часто имеют неравномерную толщину, поэтому оборотная сторона исфаханов имеет менее «регулярный» вид, чем у тебризов или кашанов.

Больше всего делается исфаханов небольшого размера – 1 на 1,5 метра, и 1,5 на 2 метра. Врочем, встречаются и другие размеры, в том числе и довольно значительные – 3 на 6 метров и более. Обычно ковры меньшего размера имеют лучшую плотность. Мастера города Неджефабад, расположенного к западу от Исфахана, создают похожие, но более грубые ковры, часто больших размеров.

Можно перечислить несколько различий между исфаханами и сходными коврами из других традиционных центров персидского ковроткачества. Тебризы сильно напоминают исфаханы, но выполнены симметричным (турецким) узлом и имеют более регулярный рисунок оборотной стороны. Последняя особенность характерна и для кашанов, кроме того, эти ковры, в отличие от исфаханов, в меньшей степени испытали дизайнерские нововведения 20-го века и остались ближе к традиции. Наины зачастую столь похожи на исфаханы, что иногда установление точного происхождения ковра затруднительно – все-таки эти ковры являются «близкими родственниками». Общим наблюдением считается, что наин обычно имеет более однородную и более светлую расцветку, для исфаханов же характерен резкий контраст.


Смотри также:
  • Иран
  • Плотность ковра